Монтаж цепей питания.
Для некоторых компонентов (источников сигнала и эквалайзеров), в большинстве случаев можно использовать уже имеющуюся силовую проводку. Усилители же потребляют существенно больший ток, на что имеющаяся в машинах проводка не рассчитана.
Кроме того, поскольку вся проводка в автомобиле собрана в монтажные жгуты, возникает опасность взаимного влияния «автомобильной» и «акустической» проводки. Рекомендуется ввести положительный провод питания непосредственно на аккумулятор, даже в том случае, когда магнитола является единственным компонентом системы. Мощность встроенного усилителя магнитолы невелика, и даже небольшие потери питающего напряжения ощутимы. В случае использования внешнего усилителя это требование обязательно.
Отрицательный провод питания системы («массу») обычно соединяют непосредственно с кузовом машины. Он должен быть максимально коротким, и сечение его должно быть не меньше сечения положительного провода. Точка заземления должна представлять собой неокрашенный металл. Некоторые автомобили имеют оцинкованный кузов. При этом можно использовать одну из точек заземления, предусмотренных производителем. В том случае, когда кузов автомобиля не новый, суммарные переходные сопротивления сварных швов могут достигать величины 0.5-1 Ом. Поэтому для исключения падения напряжения минусовой провод следует соединить непосредственно с клеммой аккумулятора. Во избежание появления в системе шума генератора рекомендуется соединить отрицательную клемму аккумулятора непосредственно с блоком цилиндров или корпусом генератора.
Требования безопасности.
При монтаже силовой проводки на первое место выступают требования безопасности. Необходимо учитывать специфику установки: провод в моторный отсек приходится прокладывать по углам или порогам, через переборки. Такого рода проблемы предъявляют особые требования к выбору провода. Он должен быть гибким; изоляция должна быть толстой; не размягчатся при высоких температурах и не трескаться при низких. Особенно это относится к участкам силовой проводки, проложенной в моторном отсеке. Применение жесткого провода с легко трескающейся изоляцией может быть опасно. Для того чтобы предотвратить пожар в случае короткого замыкания силового провода на массу, необходимо защитить его плавким предохранителем. Его устанавливают в разрыв силового провода в непосредственной близости от плюсовой клеммы аккумулятора. Держатель предохранителя должен быть надежно закреплен. Ток срабатывания выбирается на 20-30% больше максимально потребляемого системой тока. Это не мешает нормальной работе, но гарантированно отключит цепь в случае короткого замыкания.
Силовой провод от предохранителя до потребителя должен быть по возможности «одним куском». Наличие соединений ухудшает надежность системы и может явится причиной потерь напряжения, особенно при большой потребляемой мощность. Если же по каким-либо причинам приходится соединять провода (например, для разделения нескольких силовых цепей), необходимо использовать соединительные муфты и распределители, имеющие надежный и прочный корпус, изготовленный из изоляционного материала. При отсутствии специальных «автомобильных» изделий вполне можно воспользоваться монтажными коробками и соединительными муфтами для бытовой электропроводки. Хотя такое решение не отличается особой эстетикой, оно вполне надежно. Только не следует применять арматуру из карболита – этот материал хрупкий и гигроскопичный.
Внимание! Применение для изоляции соединений силовой проводки изоляционной ленты недопустимо!
Концы проводов для удобства подключения и надежности соединения необходимо снабдить клеммами. Наиболее надежны клеммы «под обжимку», но качественная обжимка без использования специального инструмента затруднительна. Паяных соединений лучше избегать. Если же пайка неизбежна, соединение нужно тщательно промыть от остатков флюса и обязательно покрыть изоляционным лаком для защиты от окисления. Использовать паяные соединения на участках проводки, находящихся в моторном отсеке, недопустимо. В условиях повышенной влажности электрохимическая коррозия таких соединений протекает с большой скоростью, а надежность защитных лаковых покрытий недостаточна. То же самое можно сказать о любом контакте разнородных металлов в токоведущих цепях. Для защиты от коррозии можно нанести сверху слой смазки (технического вазелина).
При прокладке силового провода в моторные отсек можно просверлить отверстие в моторном щите или использовать уже имеющиеся (начните искать в районе рулевой колонки и монтажного блока – там обычно есть несколько отверстий). Такие при прокладке провода через места с острыми металлическими углами всегда используйте резиновые уплотнители, во избежание повреждения его изоляции. В моторном отсеке силовую проводку желательно дополнительно защитить гофрированной трубкой. Провод не должен быть натянут, а в местах, где он лежит свободно, необходимо предотвратить его перемещение при помощи монтажных хомутов или обвязки.
Дискуссии о преимуществах того или иного типа проводов ведутся постоянно. Несомненно, это важно при выборе силового провода является его сечение. Сечение традиционно измеряется в American Wire Gauge (сокращенно AWG), или просто gauge (гейч, калибр). Обвинения в отсутствии патриотизма в данном случае лишены смысла, поскольку в настоящее время провода и аксессуары к ним (распределители, разъемы, держатели предохранителей и прочее) исключительно импортные и выпускаются под такой маркировкой во всем мире. Чтобы определить сечение провода для вашей системы, прежде всего нужно узнать максимальный потребляемый ток и длину кабеля. Затем воспользоваться таблицей, взятой из правил оценки качества установки РАСКА.
Цепи акустических систем.
Изложенные выше правила выбора провода и монтажа цепей питания справедливы и для сильноточных сигнальных цепей. При выборе сечения провода для подключения динамических головок можно с успехом воспользоваться той же таблицей, уменьшив ток соответственно числу каналов усилителя. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что провода, предлагаемые изготовителем в комплекте динамических головок, в большинстве случаем совершенно непригодны для этой цели. Сопротивление двойного провода длинной 2 м может иногда достигать 0.5-0.7 Ом, что при использовании усилителя магнитолы приводит к ощутимым потерям мощности. Поэтому на «колоночных» проводах экономить не стоит.
Особая надежность провода требуется при установке акустических систем в двери. Ни в коем случае нельзя пропускать провод «под обивку» - он должен проходить через отверстия в металле двери и стойки, обязательно под защитой направляющей трубки. Эти меры гарантируют отсутствие защемления, перегибов и петель провода.
Размещение проводов к акустическим системам обычно не вызывает проблем. Исключение составляют некоторые типы современных автомобилей зарубежного производства. Они настолько насыщены электроникой, что при неудачном монтаже наводки на провода АС могут быть заметны на слух. Чтобы избежать неудачи, следует предварительно уточнить местонахождение бортового компьютера и расположение кабелей, по которым происходит обмен данными.
Сигнальные цепи и помехи.
Качество монтажа межблочной сигнальной проводки влияет на качество звуковоспроизведения намного сильнее. Конечно, при использовании магнитолы «в гордом одиночестве» эта проблема не возникает.
Основная проблема большинства принятых сегодня вариантов компоновки аудиосистемы – большая длина межблочных кабелей. В большинстве случаев CD-чейнджер устанавливается в багажнике. Сигнал для регулировки и дальнейшего усиления подается на вход магнитолы, установленной в панели приборов. При наличии дополнительного усилителя его обычно тоже устанавливают в багажнике, поэтому длина кабеля еще как минимум удваивается. Собственная емкость кабеля при длине уже может оказывать влияние на полосу пропускания тракта.
Особенно подвержены этому явлению бюджетные модели магнитол, у которых линейный выход не снабжен буферным каскадом. Выходное сопротивление линейного выхода в этом случае около 10 кОм, а погонная емкость межблочного кабеля среднего качества составляет примерно 150-200 пФ/м. Емкость кабеля составит при этом около 700 пФ. Прибавьте к этому входную емкость усилителя (500-700 пФ). Получившейся ФНЧ обладает частотой среза 12-15 кГц, что уже хорошо заметно на слух.
Поэтому входное сопротивление автомобильных усилителей по сравнению с домашними весьма низкое (порядка 10кОм). Несмотря на это, лучший выход из положения – рациональная компоновка системы и использование межблочного кабеля минимально необходимой длины. Спрятанные «с глаз долой» излишки кабеля могут ухудшить воспроизведение высших частот.
Для решения проблемы наводок пригодны несколько способов, но наиболее широко используются два – повышение выходного напряжения источников сигнала и применение дифференциальных (балансных) линий связи. Соответственно тому, как выполнены линейные выходы источника и вход усилителя, выбирается и тип межблочных соединений.
Применение балансных линий характерно для компонентов высокой ценовой категории и гарантирует прекрасную помехозащищенность. Напряжение сигнала поступает на входы дифференциального усилителя в противофазе, а помехи – в фазе и подавляются.
Однако это справедливо только при полной симметрии линии. Использование симметричного входа с несимметричным выходом (и наоборот) сводит на нет все преимущества этой схемы. В этом случае можно применять симметрирующее устройство. Наиболее изящное решение – трансформатор, но его конструкция для обеспечения необходимых качественных показателей может оказаться слишком дорогой.
Основных источников помех в автомобиле два – система зажигания («треск») и генератор («вой»). Помехи от системы зажигания полностью исключить нельзя, но можно значительно уменьшить. В автомобилях с традиционной (контактной) системой зажигания применение распределителя зажигания со встроенным помехоподавляющим резистором, или высоковольтных проводов с распределенным сопротивлением, позволяет значительно снизить мощность помех. Дальнейшее снижение их уровня обеспечит хороший экранированный межблочный кабель.
Помехи от работы генератора могут быть вызваны плохим состоянием коллектора и реле-регулятора («таблетки»). Но даже при идеальном состоянии генератора, при наличии в системе нескольких компонентов, помехи могут прослушиваться, если заземление выполнено неправильно. Если в системе существует несколько точек заземления, то при соединении компонентов образуется паразитный контур. Поэтому не должно быть соединения общего провода компонентов через межблочные кабели. По этой же причине экран не должен служить сигнальным проводником. Реализовать это условие просто: при самостоятельном монтаже разъемов на кабель экран с одной стороны не припаивается. При использовании готовых кабелей лепестки RCA – штекера можно изолировать от корпуса разъема тонким слоем изоляционной ленты. Этот же способ со стороны источника сигнала, или со стороны усилителя. Если и эта мера не поможет – остается использовать для всей системы единственную точку заземления, лучше всего на минусовой клемме аккумулятора.
Главная
Назад