Изготовление саба.
Часть 1
Как я за это взялся
Предыдущий сабвуфер обладал вполне приличным
звуком, ну разве что немного "горбил". Однако в нынешнем положении меня
совсем не устраивала его форма. То, что идеально вписывалось в багажник
"девятки", в "десятке" болталось из угла в угол, пытаясь проткнуть
диффузор динамика первым попавшимся предметом. Поэтому пришлось думать о
новом корпусе...
И мысли эти мне самому не нравились... Все чаще
я подумывал о послойно-фанерной технологии, описание которой можно
посмотреть здесь. Я же
лично знаком с автором и его детищем, поэтому после приватной беседы у
меня сложилось впечатление о вполне реальной повторяемости подобного
эксперимента. Как я полагал на тот момент, при помощи хорошего
электролобзика можно в гараже напилить фанеры чуть ли не за одни
выходные, а потом потихоньку ее склеивать. И обойтись без бесконечного
укладывания слоев стеклоткани, вклеивания распорок, бобышек и т.д. Чего
проще - нарезай да клей, склеил - готово! На самом деле все оказалось
несколько сложнее...
Разместить сабвуфер решил в правом крыле, в
левом же планировал сделать отсек для усилителя - провод питания у меня
проложен по левому борту машины, поэтому усилитель лучше располагать
слева (минимальная длина проводов). Обязательно хотел задействовать
"нишу" в крыле для достижения максимальной компактности установки.
Инструменты и материалы
Из материалов мне
понадобилось :
-
Четыре больших листа березовой влагостойкой мебельной
фанеры пр-ва г.Архангельск 150 х150см по 200 руб каждый. На рынке я
распилил их на полосы по 50см и 100см для облегчения перевозки.
-
8 флаконов дзержинской эпоксидки ЭДП (280 гр х8);
-
Грамм 200 полиэфирной шпаклевки "Body"
со стекловолокном;
-
Штук 60 черных саморезов 90 мм и около 15 штук длиной 135
мм;
-
Упаковка оцинкованных гвоздей 35х2;
-
Баллончик-аэрозоль антигравия
Body-950" черный;
-
Баллончик-аэрозоль антигравия
"Maston" серый 500гр;
-
Баллончик-аэрозоль грунтовка
серого цвета "Body"
-
Два баллона черной матовой краски "Maston" 500гр тоже в
аэрозольной упаковке;
-
Стандартный (90х60) лист вибропласта;
-
Тюбик силиконового герметика "ABRO"
черный;
Набор инструментов применялся все тот же, что и при
изготовлении подиумов - электролобзик "Skill", электродрель "Sparky" с
насадкой для
шлифования, круги зернистости 30 и 80. Для финишной отделки я
арендовал ленточную шлифовальную машинку "Makita", она здорово помогла мне при выведении
плоскости, в частности под фронтальную стенку. Также я применил фрезу по дереву
(вставляемую в патрон электродрели) для вырезания углубления под
динамик.
Начало
Для начала я решил сделать пробную
нарезку фанеры аккурат в нишу багажника. Заодно предполагал оценить
трудозатраты и технологичность процесса, стоит ли браться за эту
технологию в принципе. Под рукой оказались два обрезка 10-мм фанеры
50х150 см, купленных на рынке за 50р; из них я и вырезал своеобразное
"корытце".
Сначала вырезал фанеру только снаружи, скрепляя слои
тремя 20-мм гвоздиками по углам. Образующиеся грани тут же вчерновую
шлифовал грубым (зернистостью 30) наждачным кругом. Когда набор из 14-ти
слоев стал беспрепятственно помещаться в нише, стал вырезать внутреннее
пространство.
Отцеплял фанерки по одной, чертил линию, отступая
от краев порядка 18-22 мм, сверлил в уголках отверстия для пилки, затем
вырезал лишнее лобзиком. Вырезанные слои опять сбивал гвоздиками в
старые отверстия. Чтобы внутренняя поверхность получалась как можно
более ровная, на каждый последующий слой ручкой чертил внутренний вырез
с предыдущего, плавно корректируя линии для обеспечения неизменной
толщины стенок.
|
На переднем плане заготовка, обрезанная снаружи. Видны
линии выпиливания стенок и отверстия в уголках. На заднем плане
часть стенок "корытца". |
|
"Корытце" расположилось на своем месте, в правой нише
багажника. Выступающий кусок металла, на который отиралась
картонка пола багажника, пришлось загнуть. А ведь хотел сначала
его отрезать! |
Со всеми подгонками самая нижняя часть ящика ("корытце")
была вырезана за пару часов, что показалось мне вполне приемлемым. До
начала работ я думал, что больше всего времени уйдет на шлифовку
поверхностей, однако они получились достаточно ровные, как снаружи, так
и внутри. Поэтому на следующий день я поехал на строительный рынок и
закупил фанеру, причем десятимиллиметровую. И
началось...
Расчеты
Конечно же, при проектировании
ящика мне пришлось решать точно такие же задачи, как и в прошлый раз.
Главная из них - как посчитать (определить) объем? Для начала я измерил
объем "корытца" - положил в него мешок для мусора и налил воды,
получилось около 4-х литров. Затем вырезал фанерку, которая
позиционировалась как дно основного объема ящика и разбил ее площадь на
фигуры, поддающиеся вычислению их площади - прямоугольники и
прямоугольные треугольники, разумеется с учетом толщины стенок. Сложил
их площади и получил величину в 905 кв см. Затем, глядя на внутренности
багажника, прикинул, как будет меняться площадь слоя фанеры (множитель)
в зависимости от высоты ящика снизу вверх:
-
11 см высоты: 1,0 х 905 кв.см
-
20 см высоты: 0,85 х 905 кв.см
-
6 см высоты: 0,75 х 905 кв.см
-
2 см высоты: 0,65 х 905 кв.см
Получалось, что внутренняя часть ящика должна быть 39 см
высотой, общая же высота 39+2+2=43 см или 43 слоя фанеры. Предполагаемый
объем по такой схеме выходил 30,5 литра. К полученной цифре оставалось
только прибавить объем "корытца", итого - около 34
литров.
Безусловно, данные расчеты интуитивны и весьма
приблизительны. К тому же мне нужно было учесть специфику установки
ящика в крыле автомобиля. Ведь ящик планировался не с гладким дном,
позволяющим просто придвинуть его к арке колеса, а с выступающей частью
на днище. В этом случае в нишу багажника сначала должно засовываться
"корытце", а уж затем ящик по дуге досылается по месту... Поэтому и
форма его должна учитывать траекторию установки, а это отрицательно
влияет на общий объем. Но, как я и предполагал, использование объема
ниши хоть и доставляет некоторые хлопоты с примеркой и изготовлением, но
оправдывает себя в объеме. Тем не менее что-то мне подсказывало, что я
недалек от истины и не стоит тратить время на более точные методики.
Поэтому приступил непосредственно к выпиливанию.
Основная
масса
Сняв ковровое покрытие багажника с правой стороны, стал
методично выпиливать слой за слоем, прибивая их друг за другом и
примеряя по месту. Внутреннюю площадь пока не вырезал, боялся ошибиться
- вдруг форму придется сильно подрезать в дальнейшем, при подгонке?
Рисковать в таком деле я не мог... Каждую последующую фанерку сначала
подрезал лобзиком уже на болванке, затем вчерновую шлифовал грубым (30)
кругом, стараясь обеспечить плавность линий ящика в целом. Также следил,
чтобы получающаяся конструкция без труда вставлялась на свое место и
вынималась из него, причем "корытце" все время было привинчено снизу.
|
Здесь около 24 слоев без учета "корытца"
снизу. Собственно правая (по фото) часть формы почти не
менялась с высотой, а вот в левом углу прошлось участь фонарь
стоп-сигнала. Из-за него на теле ящика получился приличный
вырез... |
Однако с каждым новым слоем ворочать этот массив дерева
становилось все тяжелее и тяжелее, особенно утомительна становилась
процедура примерки в багажнике... Шутка ли, эта деревянная болванка
весила (по напольным весам) около 40 кг! И вот тогда я стал вырезать
внутренний объем, тем более что никаких сюрпризов с внешней формой не
предвиделось.
|
Вот он, массив березы! Поистине страшное
зрелище. Можно разглядеть круги, обозначающие месторасположение
динамика на лицевой стенке. Здесь уже 37 слоев и почти 40 кг
веса. |
Внутренность вырезал точно также, как и при изготовлении
корытца. Рисовал линию, оставляя толщину стенки 20-25 мм, сверлил
отверстия в уголках, затем вырезал лобзиком. Точно также скреплял слои
между собой гвоздиками 35мм в старые дырочки. Через каждые 10 слоев
делал распорки-пиллерсы для дополнительной прочности. Отверстие под
динамик сразу вырезать не стал - опасался, что конструкцию может
"повести" при склеивании; углубление же под динамик выпиливал сразу.
|
Закончена основная часть - выпиливание объема. У ворот
гаража три составные части конструкции - верхняя, "корытце" и
средняя. |
После удаления всего внутреннего объема разделил
конструкцию на части по 10-12 слоев, дополнительно скрепив каждый блок
четырьмя саморезами (90мм). Тремя еще более длинными саморезами (135мм)
скрепил блоки между собой, получив таким образом надежное, но разборное
соединение всех частей. Теперь я мог довольно точно подровнять
поверхности ящика в целом еще до склейки. Шлифовальным кругом и машинкой
обработал конструкцию снаружи и немного внутри, причем внутренние
"ступеньки" трогать не стал - незачем, никому они не помешают, прочнее
будет. Лобзиком выпилил отверстие под динамик, развинтил блоки и
приступил к склеиванию.
|
Перед склейкой. Ящик со снятым дном. На лицевой панели
видны выступы - мне было лень их срезать, ведь эта часть все равно
будет выпилена...
|